Великий угодник Божий и чудотворец святитель Мир Ликийских Николай родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) и был единственным сыном благочестивых христиан Феофана и Нонны. Родители его долгое время были бездетны и не переставали молиться о даровании им сына, причём дали обет посвятить его на служение Господу.

С детских лет святой Николай уклонялся от забав, праздности, хранил целомудрее, посвящал почти всё время чтению Божественного Писания, подвигам поста и молитвы, уже с юности созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Видя благочестие отрока, дядя его, епископ Патарский Николай, стал уговаривать родителей святого Николая отдать его на служение Господу, и те, помня свой обет, не пожалели принести сына в дар Даровавшему его.

В это время скончались родители святого Николая,оставив сыну богатое наследство, которое тот употребил на дела милосердия. Рука его была отверста всякому нуждающемуся, при этом он старался благотворить тайно. Однажды будущий святитель узнал, что один из жителей города, ранее богатый, оказался в крайней нужде и замыслил отдать трёх своих взрослых дочерей на любодеяние, чтобы таким способом добывать средства к существованию. Святой Николай,пекущийся о нуждах своей паствы, тайно ночью бросил в окно хижины несчастного отца три мешочка с золотом, и тот смог выдать дочерей замуж. Так будущий святитель избавил семью от нищеты и тем самым спас её от духовной гибели.

Ещё будучи молодым присвитером, святой Никола прославился многими чудесами. Однажды, совершая паломничество в Иерусалим, по дороге он предсказал надвигавшуюся бурю и даже видел, как нечистый дух взошёл на корабль, намереваясь потопить его вместе с людьми. Действительно разразилась сильная буря, но по молитве святого море утихло. В это же плавание по молитве святого Николая корабельщик, упавший с мачты и разбившийся насмерть, встал невредимым.

Желая удалиться от мира, угодник Божий по возвращении на родину отправился не в родной город, а в обитель, именуемую Святым Сионом. Тепло принятый братией, он думал окончить здесь свою жизнь в безвестности. Но Господь указал ему другой путь. Однажды, стоя на молитве, он услышал голос свыше: «Николай, не здесь та нива, на которой ты можешь принести ожидаемый Мною плод. Но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое». Всегда послушный воле Божией, святой Николай немедленно оставил обитель и отправился в большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской страны(ныне небольшое селение в Турции), где, никем не знаемый, он скорее мог избегнуть мирской славы.

В то время скончался архиепископ всей Ликийской страны, и для избрания нового архипастыря в Миры собрались все епископы Ликии. Согласившись, что избрание епископа должно всецело зависеть от изволения Божия, они обратились с усердной молитвой к Господу, чтобы Он указал Своего избранника. И старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека, который первым придет утром в храм. Было открыто и имя избранника Божия-Николай. Утром прежде всех пришел в храм святой Николай. Так по воле Божией стал он первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло святого чудесное видение, бывшее ему еще прежде его поставления во епископа. Он видел, как Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него святительский омофор. По принятии архиерейского сана святой Николай стал всецело жить для других. Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Двери его дома были открыты для всех. Каждого принимал он с любовью, был для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284 — 305), святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу, где провел немало времени, терпеливо перенося голод и жажду. Он ободрял узников, убеждая их не страшиться мук и быть твердыми в исповедании Христа.

Когда возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со безначальным Его Отцом, для осуждения этого лжемудрования святым императором Константином был созван в городе Никее I Вселенский собор. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. По преданию, на одном из заседаний святой Николай, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке. Отцы собора, сочтя такой поступок излишеством ревности, лишили его святительского сана и заключили под стражу. Но в ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого ранее удостоился сам святой Николай: Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, возвратив ему знаки епископского сана, почтили его как великого угодника Божия.

Святитель Николай прославился и как умиротворитель враждующих, защитник несправедливо осужденных и избавитель от напрасной смерти. Мирский градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками неких трех мужей, осудил их на смерть. Узнав о несправедливом поступке мирского градоначальника, святитель Николай тотчас поспешил в Миры. Он появился на месте казни, когда меч уже был занесен над головами невинно осужденных. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему. Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние.

Таковы дела Божии, которыми Господь возвеличил Своего угодника. Слава о них вскоре распространилась по всей вселенной, так что не было такого места,где бы не знали о великих и дивных чудесах архиерея Божия Николая, которые он сотворил по благодати,дарованной ему всемогущим Господом. Многие и другие чудеса совершил святой Николай, подвизаясь в своем служении. Достигнув глубокой старости, святитель мирно отошел ко Господу (ок.345-351). Честное тело его с честью было положено в мирской соборной церкви в шестой день декабря месяца. Нетленные мощи стали источать благоуханное миро,которым исцелялись недуги-не только телесные, но и душевные, и были прогоняемы лукавые духи.

Прошло 700 лет после блаженной кончины угодника Божия Николая. Родная ему Ликия стала подвергаться частым набегам турок-мусульман, которые жестоко истребляли местное греческое население и угрожали христианским святыням. Господь не мог допустить,чтобы мощи святителя оставались в опустошенном месте и никем не славились. В 1087 году,в царствование греческого императора Алексия I Комнина (1081-1118) и при патриархе Николае III Грамматике (1083-1111), святитель Николай явился во сне одному благочестивому пресвитеру города Бари, что на юге Италии, на Апулийском полуострове, и открыл ему волю Божию, чтобы его святые мощи были перенесены из Мир в Бари. Пресвитер рассказал об этом клиру и прихожанам, после чего были снаряжены три корабля, которые отправились в путь под видом торговых судов.

Пристав в Мирах, паломники из Бари пришли в церковь, где почивали мощи святителя. Здесь они увидели четырех иноков, которые и указали им местонахождение мощей. Когда был вскрыт мраморный саркофаг, он оказался заполненным святым миром. Храм наполнился дивным благоуханием, так что присутствовавшим казалось, что они находятся в раю. Баряне с благоговением перенесли святые мощи на свой корабль. Двое монахов, охранявших святые мощи в Мирах, сопровождали их. Мирликийские христиане, увидевшие в происшедшем волю святого угодника Божия, с плачем и скорбью провожали свою великую святыню в далекую Италию куда они прибыли 9 мая (по старому стилю). Память этого события отмечается 22 мая по современному календарю.

Здесь честные мощи святителя были положены на время в церкви Святого Иоанна Предтечи. В первые же дни после этого более 100 больных — хромых и сухоруких, слепых и глухих, немых и одержимых злыми духами — исцелились от одного прикосновения к гробнице с мощами святителя Николая.

Русские люди с особым усердием чествуют святителя Николая и чаще всего обращаются к нему со своими молитвами, прибегая к «доброму пастырю», «теплому в бедах и скорбях от Бога помощнику и защитнику» с самыми простодушными своими желаниями. На Руси говорили: «нет за нас поборника супротив Николы», «попроси Николу, и он скажет Спасу». В России множество церквей и соборов в честь святителя Николая, множество его чудотворных икон. С самых древних времен на Руси тщательно записывались сказания о чудесах святителя, во множестве совершаемых на нашей земле по горячей вере и любви русского народа к этому великому угоднику Божию.